С началом глобальных изменений в мировой политике и экономике. Европейский взгляд сместился на Центральную Азию и стал более пристальным. В частности, активизировала контакты Германия.
Кстати, «переломными» или «глобальными» эти времена оценили и сами немцы еще в самом начале военных действий в Украине в 2022 году. Берлин также оказался в числе тех, кто стал адаптироваться к меняющейся геополитике мира, ну или по крайней мере говорит об этом.
Та самая многовекторность проявила себя как нельзя лучше именно здесь и не на бумаге, а на деле. И Германия пустилась в активные поиски новых партнеров и потребителей их товаров.
Здесь же родилась концепция «Зеленого коридора» под авторством немецких промышленников и центральноазиатских дипломатов. Идея коридора заключалась в транспортировке водорода и «зеленого» электричества через Каспий и территорию ЦА.
Нарастающая экономическая заинтересованность Германии пошла по уже придуманной ранее стратегии С5+1. И на 2024 года уже запланирован саммит в этом формате, который вероятнее всего пройдет в Казахстане.
В частности, с Казахстаном Германия имеет активные инвестиционные отношения.
Страны ЦА посещают представители немецких бизнес-миссий и федеральных земель Германии. Также в это лето Узбекистан посетят представители медицинского бизнеса Германии. При этом Таджикистан и Туркменистан не представляет интереса для немецких бизнес-делегаций.
Бизнес-миграция
С началом украинского конфликта многие немецкие компании предпочли покинуть Россию и перебазироваться в ЦА. Наличие крупных корпораций на территории стран ЦА еще больше делает их значимыми в мировом пространстве.
Однако не стоит забывать, что те самые глобальные изменения повлияли и на Германию в том числе. Уже во всем мире известно о колоссальном сокращении промышленности в Германии, что вызывает стагнацию экономики.
Поэтому активизацию внимания немецкого правительства к странам ЦА можно расценивать не как чужеземца, который привез бусы в обмен на золото, а как дрейфующую в экономическом шторме лодку в поисках, куда приткнуться. Меняя подобным образом взгляд, можно изменить и собственную позицию с позиции просящего на позицию хозяина положения в решении массы экономических вопросов.
Отсутствие стратегии
Берлин заключает многочисленные договоры, подписывает меморандумы и партнерства в свете амбициозного заявления о переходе на возобновляемые источники энергии. Но даже при наличии данных договоренностей, реальных действий по ряду проектов не происходит. С Астаной было заключено партнерство в области зеленой энергетики еще в 2022 году, но реального развития оно не получило.
Есть и прогрессивные стороны сотрудничества. Казахстан поставляет 79% фосфора от объема всех европейских закупок данного сырья. В чем сейчас остро нуждается Германия — это ископаемые и энергия. По ряду дефицитов ни одна страна не способна заместить Россию на рынке энергетики или некоторых редкоземельных ископаемых. И дело не просто в наличии или отсутствии, а в таких объемах, какие может дать Россия.
ЦА сегодня используя свое положение может строить партнерство как практически главнейший логист рыночного пространства. Но Германии нужны не просто перевозки. Промышленникам нужно уже готовое переработанное сырье, а не просто перевозка грязной руды. И это лишь одно из противоречий, возникающих в диалоговом поле между Берлином и ЦА.