Причиной этому послужил недавно принятый закон об иноагентах.
Руководители Фонда оценили нормативы закона как «излишние и несоразмерные».
В этом году исполнился 30-летний юбилей деятельности Фонда в КР. За это время фонд инвестировал около $115 млн на различные проекты. Кто был изначальным финансистом этих проектов через фонд остается только догадываться, если принятый закон сделал дальнейшую деятельность фонда невозможной.
Напомним: 2 апреля Президент КР подписал закон об НПО, устанавливающий ряд обязательств для общественных и неправительственных организаций, получающих финансы от иностранных доноров. Закон не запрещает деятельность иностранных НПО на территории республики, но требует от них обязательной регистрации и финансовых отчетов с полной декларацией.
Что именно из этих мер является по мнению иностранных представителей «излишнем», они не уточнили. Однако в стране, где располагается главный офис Фонда Сороса (США) действует аналогичный закон и в некоторых моментах даже более жесткий.
Также представители Фонда обвинили руководство КР в расплывчатости понятий, установленных в законе. В частности, было указано на понятие «политической деятельности». На которую, судя по всему, у представителей Фонда или их финансистов были свои планы.
В своем выступлении относительно нового закона Садыр Жапаров озвучил, что в республике насчитывается 25 тыс НПО , 2 тыс из которых получают иностранное финансирование. Однако пока показное сворачивание деятельности предпринял только фонд Сороса.
Тем НКО, чьё руководство имеет политические амбиции было рекомендовано переквалифицироваться в политические партии и открыто участвовать в политике.
