Учёные Кыргызстана, Узбекистана и России подвели итоги масштабной Международной этнографической экспедиции «Большой Алтай: тюркское наследие 2024», организованной под эгидой Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», который был создан пять лет назад при Алтайском государственном университете.
Этническое своеобразие народов Кыргызстана и России
Экспедиционные исследования в Республике Алтай Российской Федерации международная команда учёных начала два года назад в рамках проекта «Тюркский мир „Большого Алтая“: единство и многообразие в истории и современности». В 2022 году всё начиналось с этнографических исследований в Шабалинском, Онгудайском, Усть-Канском районах Республики Алтай. В этом году исследователи побывали в Кош-Агачском и Улаганском районах, расположенных на юге российского региона и находящихся ближе к Центральной Азии. Перед учёными стояла задача охватить высокогорную местность Республики Алтай для выявления особенностей сохранения традиционной культуры.
«Наши этнографические исследования, организуемые как в России, так и в Кыргызстане, проводятся в различных высотных поясах с целью получения качественного сравнительного материала. Этноособенности территорий России мы сравниваем с этническим своеобразием аналогичных территорий Кыргызстана», — уточнил научный руководитель экспедиции с российской стороны, директор института истории и международных отношений Алтайского госуниверситета Иван Назаров.
Задача — сравнить различные этнические группы
Академик Национальной Академии наук Кыргызской Республики, директор Института истории, археологии и этнологии НАН КР, доктор исторических наук, профессор Абылабек Асанканов возглавил экспедицию со стороны Кыргызстана. По его словам, исследовательской работе в регионах России предшествовало изучение особенностей национальной культуры, сохранившейся в различных населенных пунктах КР.
«В рамках экспедиции мы смогли проанализировать и сравнить различные этнические группы: на севере мы встретили кумандинцев, челканцев и тубаларов, на юге — алтайцев и теленгитов. Здесь уже проявляется другая культура — скотоводческая, в то время как в северной части Алтая преобладают рыболовы и охотники, жители тайги и лесов», — уточняет Абылабек Асанканович.
Уникальность — в междисциплинарности
Особенностью экспедиции стало то, что в ее состав был впервые включён учёный-географ, который занимался изучением вопроса влияния экологической среды и ландшафта на культуру алтайцев. По словам Абылабека Асанканова, именно междисциплинарное изучение Алтая дает ученым возможность глубже понять и осмыслить результаты их исследовательской работы.
«Мы стараемся привлекать к экспедициям ученых разных дисциплин. Например, в первой экспедиции с нами были лингвисты. Если бы была возможность, я бы ещё добавил флориста, чтобы исследовать насколько флора южной части Алтая совпадает с центрально-азиатской, так как флора — это основная еда скота. Здесь мы увидели так называемые „альпийские луга“ Алтая, у нас такая растительность называется „бетеге“. Точно такие же растения есть на наших полях в Центральной Азии. Сам же Алтай многообразен в плане родов и племен, что делает его полиэтничным регионом», — подчеркивает академик Асанканов.
По словам Абылабека Асанкановича, в сфере этнографических исследований ученые Кыргызстана давно выходят за пределы страны, сотрудничая с Казахстаном, Узбекистаном, Россией и Турцией. Для более точного и эффективного результата необходимо объединение всех тюркских народностей.
Новые открытия экспедиции 2024
Что касается непосредственно экспедиции «Большой Алтай: тюркское наследие 2024», Абылабек Асанканов отметил, что в этом году международный научный коллектив достиг интересных результатов:
«Мы узнали новые сёоки — это род, более узкое понятие племени, общины. Нашли именно новые параллельные роды — сёоки, совпадающие с алтайскими. В основном ученые до сих пор исследовали Алтай по письменным источникам, а если этнографы приезжали, то были проездом, день-два. Так глубоко, как мы в наших экспедициях, Алтай еще никто не изучал. Мы жили в тех же условиях, что и местное население, общались с людьми, хорошо знающими традиции и обряды. Например, я для себя открыл множество традиций, обычаев, обрядов, свадьбу увидел. Как и у нас сохранилось многое: песни, пляски. И то, как люди поют — содержание одно и то же, но разными словами, здесь немного по-другому подают, чем у нас, а суть — одна, содержание одинаковое.
В Кош-Агачском районе первый раз за все наши экспедиции по Алтаю мы попали на свадьбу. Я спросил у местной женщины: какие песни пели ваши сёстры, матери, старшие женщины, когда вы выходили замуж? Она сама спеть постеснялась, но сказала, что сейчас как раз идёт свадьба и можно там всё услышать. Так, мы и попали на свадебный обряд, что очень редко бывает. У нас получилось даже записать свадебные песни».
Наша цель — синтез научных традиций
«Я выделил бы две ключевые задачи наших экспедиций. Первая из них — научная: это изучение сохранившихся традиций народов, проживающих в регионах Большого Алтая. Вторая важная задача нашего проекта более интеграционная — восстановление связей между научными сообществами разных стран, включая этнографов из России, Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана для совместного изучения различных тем. Такой синтез научных традиций позволяет более широко смотреть на исследуемые явления, не замыкаться внутри собственных тем. Кроме того, современная наука без международных связей обречена на провал. Таким образом, эти две важные цели последовательно реализуются в наших экспедициях», — подытожил Иван Назаров.
Добавим, что в состав экспедиции вошли представители:
- НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» АлтГУ;
- Горно-Алтайского государственного университета;
- НИИ им. С.С. Суразакова;
- Национального музея им. А.В. Анохина;
- Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова;
- Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына;
- Института истории Академии наук Республики Узбекистан.