Вторник, 15 октября, 2024
13.1 C
Бишкек

Эксперты и парламентарии КР продолжают ломать копья обсуждая закон об НКО

Ситуация с принятием закона об НКО в Кыргызстане обострилась на столько, что на руководство страны оказывают давление уже более 30 стран.

Почему целых три десятка стран хотя, чтобы именно в КР было беззаконие по части деятельности НКО стоит обсуждать отдельно. При том, что во всех этих странах такой закон есть и действует безукоризненно.

НПО, находясь на территории Кыргызстана, получают миллионы долларов, часто действуют в разрез с интересами республики и не платят налоги с полученных средств. Как по-вашему на это должно смотреть руководство КР? По мнению Запада и его сторонников — благосклонно.

Справедливости ради отметим, что в опалу попал не только Кыргызстан. В свое время Россия тоже находилась под прицелом демократов в свете принятия аналогичного закона, а в Грузии и вовсе эта тема повлекла массовые беспорядки.

Для США, претендующих на роль образца демократии, огромная концентрация НКО (более 1,5 млн) является нормой. Там их деятельность естественна, поскольку финансируется и создается самим обществом, как и должно быть.

Деятельность же огромного множества, а точнее 30 тыс. НКО, в большей степени финансируется иностранными фондами. Что сразу влечет вопрос об их заинтересованности. Что может делать иностранная НКО на территории нашей страны, созданная даже не кыргызстанцами и не на их средства?

Выгоды пока не проглядывается даже с финансовой точки зрения. Проводя финансовые операции в миллионы долларов через КР, самой республике не достается же ничего. Опять-таки в силу отсутствия правовых регуляторов. Когда в США НКО обязаны платить налоги. Ну а уж если НКО находясь на территории США финансируется иностранными источниками, то организация автоматически попадает в разряд иностранных агентов.

Если смотреть данный вопрос у соседей по ЦА, то, например, Узбекистан имеет официально зарегистрированных 11399 НКО. Для населения в 35,5 млн. человек, это достаточно низкая концентрация, в сравнении с нами или США. Также НКО обязаны проходить перерегистрацию, чтобы исключить организации, существующие только на бумаге. Кстати, знаменитый фонд Сороса не работает на территории Узбекистана по причине ошибок при регистрации.

В Казахстане же и чуть более 23 тыс. зарегистрированных действуют 18 тыс. НКО, что тоже к количеству населения в почти 20 млн человек составляет низкую концентрацию организаций.

Возвращаясь к КР, отметим, все эти тысячи НКО появились не сегодня и не вчера. Их резкий бум пришелся на середину 2000-х. И многие из них были «мертвыми душами», то есть зарегистрированные, но не работающие реально.

Эксперты КР не настаивают всецело на позиции, что иностранное финансирование всегда негативный признак. Есть и позитивные примеры, дающие пользу обществу КР. Однако никто и не говорит о запрете иностранного финансирования. Речь идет лишь о регламентировании такового и придания прозрачности этому процессу. Ведь в демократическом обществе люди имеют право получать любую информацию, в том числе и об источниках финансирования организаций, которые несут им пользу.

НПО вне политики

Также можно поддержать мнение о том, что в обществе есть ряд неполитических проблем, которые могут решать НКО, без попыток повлиять на политику страны и уж тем более провоцировать перевороты.

К сожалению подавляющее большинство НПО аффелированы иностранными государственными и коммерческими организациями, местная инициатива встречается реже. Своей деятельностью они способны влиять на общественное мнение и мять его как пластилин, задавая нужную форму. А если НПО еще и имеет статус СМИ, это только усиливает их голос в обществе. В связи с этим попытки остановить принятие закона ограничивающих их деятельность, более, чем понятны.

Примером весьма мягких требований к НПО является Армения. Следствием этого стало разрастание их количества и многочисленные попытки их влияния на политпроцессы как внутри страны, так и на внешнее ее позиционирование. И авторами этой деятельности всецело оказывались НПО с иностранным финансированием, чья деятельность на деле не соответствовала заявленной в их уставе.

Дальнейшая раскачка через внешнее давление только продолжится, пока внешние силы не получат свое. Имея четко определенную намеренность навести порядок внутри республики необходимо продолжать собственную линию, которой и придерживается Президент.

Свежие новости

Советуем посмотреть