Понедельник, 7 июля, 2025
26.1 C
Бишкек

Зачем Япония «расстилается» перед Кыргызстаном: к итогам визита Президента Жапарова в Страну восходящего солнца

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров стал первым из лидеров стран Центральной Азии, кто во время переговоров с премьер-министром Японии Фумио Кисида в рамках официального визита в Страну восходящего солнца, обсудил ход совместной работы по подготовке юбилейного саммита «Центральная Азия + Япония» («5+1»), запланированного к проведению в 2024 году.

Визит начался с неспешного ритуала

В целом, поездку главы нашего государства в Японию можно считать успешной. За три дня, с 17 по 20 ноября, Садыр Жапаров успел встретиться с императором Японии Нарухито и императрицей Масако, провел переговоры с премьер-министром Фумио Кисидой, спикером палаты представителей парламента Фукусиро Нукагой, и главами японских бизнес-компаний.

Садыр Жапаров
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев

Садыра Жапарова и его супругу Айгуль Жапарову, как уважаемых гостей, пригласили на один из самых красивых японских ритуалов — чайную церемонию. Все это было организовано в городе Киото — древней столице Японии, что, безусловно, символизировало особое отношение организаторов к Кыргызстану, поскольку для японцев символизм времени, места и случая имеет большое значение. Их отличительная черта — прагматизм, поэтому, организуя неспешный ритуал чайной церемонии, они хорошо понимали, ради кого тратят драгоценное время.

700 миллионов долларов на помощь в развитии

Если углубляться в историю вопроса, то следует напомнить, что Япония была первой страной, предложившей бывшим республикам Советского Союза формат сотрудничества «5+1» на уровне министров иностранных дел. Это началось в 2004 году, и лишь спустя три года, в 2007-ом, подобную структуру общения скопировала Южная Корея, а уже потом, спустя годы, — Европейский союз, Россия, США и Индия.

Визит президента КР в Японию
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев

На сегодняшний день Токио считается одним из крупных инвесторов республик Центральной Азии по линии Официальной помощи развитию (ОПР). Так, например, за 30 лет Кыргызстан получил от Японии по линии ОПР примерно 700 миллионов долларов.

«К приоритетам взаимодействия относятся развитие транспортной и энергетической сфер деятельности с использованием японских технологий и опыта, образование и культура, здравоохранение, борьба с изменением климата, подчеркивает посол Кыргызстана в Японии Эркинбек Осоев. — Примером успешного сотрудничества является проект „Одно село — один продукт“, реализуемый совместно с Японским агентством международного сотрудничества (JICA), и подписанное Министерством финансов КР грантовое соглашение в 5,3 млн долл. на строительство устойчивых к стихийным бедствиям дорог в Баткенской области, а также между нашими странами было подписано соглашение о трудовой миграции. Япония приняла 300 человек из Кыргызстана сроком на три года».

В интересах коллективного Запада и собственного статуса

Хотя здесь у островного государства есть свой определенный интерес, далекий от альтруизма. Не забывайте, они прагматики! Поэтому, помогая нам и нашим соседям, Япония рассчитывает на повышение своего международного статуса и получение места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Страна восходящего солнца ждет, что Кыргызстан и другие государства Центральной Азии поддержат ее в этом вопросе, но в ответ — тишина!

Кроме того, следует помнить, что в центральноазиатском регионе Япония действует, с одной стороны, в зависимости от своих личных интересов, а с другой — как часть общих усилий коллективного Запада — США, Великобритании, стран Евросоюза и Южной Кореи, старающихся вытеснить с этого рынка Россию и Китай.

Усилия не по силам!

Александр Князев
Александр Князев

«Интерес Японии к Центральной Азии прежде всего политический — это попытка хоть что-то противопоставить Китаю в регионе, являющемся для КНР чувствительным. Но в силу даже просто географии, например, в свете добычи ресурсов, из-за слишком сложной логистики, делающей поставки этих ресурсов, в первую очередь энергоносителей, очень сложными и, естественно, слишком дорогими, шансов у Японии немного, — уверен доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев. — В регионе плотно работают Россия и Китай, а также еще западные компании в нефтегазовой сфере Казахстана. Даже ЕС, Турция, Индия, арабские страны, не являясь крупными игроками, с трудом находят для себя небольшие ниши. В целом в регионе все уже распределено, хотя и находится в движении. Но участие в каких-то региональных переделах — не уровень Японии».

Эксперт утверждает, что активизация Японии в Центральной Азии — это ответ на пожелания западных партнеров повлиять на регион с восточного направления, чтобы попытаться хоть в чем-то оторвать его от России, хоть в чем-то помешать проектам Китая.

«Но это слишком дорогой товар, ресурсов на который у Токио нет», — подчеркивает Александр Князев.

Ожидания в формате «5+1»

Центральная Азия + Япония

Итак, Токио решил сначала встретиться с главами стран Центральной Азии один на один, а затем уже организовывать саммит «5+1», в рамках которого рассмотреть наболевшие для каждого государства вопросы. Что же касается интересов самой Японии, то ей от Центральной Азии необходимы, прежде всего, природные богатства, её недра, а также трудовые ресурсы, поскольку островное государство находится в критическом положении из-за стремительного старения нации и, как следствие, нехватки рабочей силы.

А мы и наши соседи, как известно, нуждаемся в инвестициях и технологиях.

И все же трудно предугадать, какой будет встреча «Центральная Азия + Япония» в 2024 году. В наше время все слишком нестабильно! Хотя, понятно, что «прорывных решений» от предстоящего саммита не стоит ждать: география и внешнеполитические ориентиры стран Центральной Азии, нацеленные на активное сотрудничество с КНР и Россией, остались неизменными, что и является камнем преткновения для успешной работы Японии в ЦА.

Свежие новости

Советуем посмотреть