Новость об авиакатастрофе вертолета, на борту которого летел иранский президент Эбрахим Раиси разорвала медиа-пространство.
Согласитесь, не каждый день гибнут лидеры стран, да и Раиси был далеко не в числе тех, чья смерть была ожидаема. Хотя в рамках истории Ирана за последние 5 лет несколько государственных политиков погибли от рук США и Израиля.
Перед его смертью достаточно в кроткое время произошла череда событий, порождающих тревогу. Покушение на Роберта Фицо, угрозы Александру Вучичу, теперь Раиси. Для одного месяца слишком много событий в политическом поле.
Раиси был из числа тех, кто критически относился к западному сообществу, поддерживал строительство МТК «Север — Юг», призывал страны к избавлению от монополии доллара. В своей стране он занимал второе место в структуре власти, абсолютные полномочия находятся в руках верховного лидера аятоллы Али Хаменеи.
Даже не рассматривая Иран в контексте двух громко звучащих конфликтов современности — Украины и Газы, стоит сказать, что частью мирового сообщества он был часто недооценен. А ведь Иран стал для многих «неудобной» страной, именно потому что его лидеры на всё имеют свой взгляд, категоричны в попытках навязывания, ну и до кучи — имеют ядерное оружие.
Напряженность между Ираном и Западом имеет многолетнюю историю. И недавние ракетные удары Израиля из американского оружия также относятся к этой истории.
Еще одним обсуждаемым фактом стало то, что вертолет, на котором летел иранский президент был американского производства. Bell-212 имеет репутацию как одного из самых надежных и признать возможность катастрофы по причине «тумана» это значит поставить под сомнение всю репутацию производителя. А неотрицаемая возможность спутникового воздействия со стороны США добавляется в эту копилку «улик». И также возникают вопросы, что делал в регионе катастрофы самолета C-130 ВВС США?
Мы не отвечаем категорично на интригующий вопрос, а добавляем свой: неужели все настолько очевидно и примитивно?
Что дальше? Иран остался без тактического руководителя, а оставшийся в одиночку у власти аятолла имеет более лояльные взгляды на запад, которые могут дать повод очередному затягиванию конфликта на Востоке.
Теперь в течение 50 дней по конституции Ирана должны будут состояться внеочередные президентские выборы и согласование кандидатов на пост президента будет проводить Хаменеи.
Дальнейший вопрос власти в Иране критически важен не только для международного сообщества, но и для внутриполитической элиты страны. Власть Хаменеи также вскоре подойдет к концу и это может привлечь во властные структуры оппозиционных лиц.
Сейчас все зависит от согласованных кандидатур для участия в выборах, и вообще в принципе, состоятся ли выборы, не исключается полная их отмена в связи с обостренной обстановкой. Однако, если Хаменеи придется согласовывать кандидатов, то он будет руководствоваться в первую очередь критериями ислама и потенциального благополучия для народа в случае избрания.