Когда в 2022 году было принято решение передать один из крупных вузов страны в доверительное управление американским кураторам, шум поднялся значительный. Протестовали потенциальные родители студентов, с сомнением относились те, кто уже поступил и не был готов к смене руководства. Прошел год, и все стихло — никого не смущает, что крупный вуз, выпускающий в год более 1,8 тысяч специалистов, полностью курируется Штатами, работает по самостоятельной никем непроверенной программе и имеет полное право вносить коррективы в образовательный процесс.
А вопрос поднять бы стоило: один из столпов концепции Аризонского университета, филиалом которого по факту является петропавловский Северо-Казахстанский университет имени Козыбаева, — воспитание молодежи в духе ЛГБТК±толерантности и гендерного разнообразия.
Цель США раскрасить весь мир в радугу?
Действительно, если посмотреть основную повестку всех программ и ассоциаций, поддерживаемых США, можно поверить, что главная мировая проблема — недостаток геев. Америка заботится о трансгендерах Сирии и Чечни (хотя на время и забыла о правах женщин в Афганистане), США спать не могут, думая о притеснениях геев и небинарных персон в Африканских странах.
Украина, как только туда пришли Американские деньги, моментально прониклась духом гендерного разнообразия. Киевстар, Vodafone и Lifecell уже добавили в свою рекламу изображения радуги. У коллективов Киев 24 и Укринформ прошли корпоративы, посвященные месяцу прайда — шабаши с обязательным переодеванием в одежду другого пола и минипарады.
Самое страшное, что в эту культуру затягиваются дети. Известная в своей стране украинская блогерка (и феминитив требует писать именно так) Анна Рясная даже успела открыть несколько детских сообществ с летними лагерями и просветительскими программами. Дети изучали гендерное разнообразие, сексуально раскрепощались и готовились определяться с собственным выбором — каким из 89 заявленных США гендеров они себя ощущают.
Деньги на такие просветительские программы щедро выдавались бывшей гадалке, специалисту по натальным картам, а также экс-директору сельского Дома Культуры американским агентством USAID. Конец деятельности Рясной обеспечило только взятие Лисичанска российскими войсками. Тогда родители и узнали, чем именно на занятиях занимались их дети.
География решает все?
И все-таки, если верить студентам из Казахстана и не только, обучающимся в стенах Аризонско-казахстанского вуза, никто насильно ЛГБТ-повестку не продвигает. Да, есть занятия по культуре общения, но социальной работой в основном занимаются представители Казахстана, более консервативные в этом вопросе. Но тогда что же нужно Штатам в Петропавловске — городе, который никто из американцев и на карте не найдет. Причина может оказаться простой — регион напрямую граничит с уральским регионом. Это и нефтегазовая Тюмень, и танкоград Екатеринбург. Многие студенты, в обязательном порядке проходящие стажировку в американских компаниях, остаются работать в регионе и сотрудничают с РФ. Наличие своих людей на фундаментальных предприятиях России — одна из целей Америки. Так удивителен ли выбор вуза для кураторства?
И все-таки ответ на вопрос, зачем Аризоне вуз в казахстанской глубинке, может оказаться самым простым и даже открыто написанным в программе передачи — Аризонско-казахстанский проект создан как конкуренция российским вузам, куда охотно ехали студенты того же Петропавловска. Чем больше будет учиться в «Аризоне», тем меньше в Тюмени или Омске. Вот только вопрос, чему именно учат, так и остается открытым.