Как бы эксперты ни отрицали, финансовые и ресурсные рынки чувствительны к геополитическим событиям, экологическим и техногенным катастрофам и т.д.
События последнего месяца заметно «качнули» рынок нефти — цена за баррель выросла до $91, такая цена выросла впервые за полгода, золото достигло исторического максимума и оценено в $2300 за унцию. При этом котировки фондовых рынков упали во всем мире, а государственные облигации Америки значительно подросли. Одномоментно такие события сходятся в одной точке крайне редко.
Что конкретно повлияло?
Хоть торговля в Красном море и претерпевает определенные сложности, бомбежки Йемена никак не повлияли на рынок нефти. Но вступление в политическую игру Ирана игнорировать стало достаточно сложно. Решающим толчком для нефтяного рынка стал ракетный удар Израиля по посольству Ирана в Сирии.
Данный регион боевых действий — ключевой для нефтедобычи на мировом уровне. Масла в огонь добавили и удары украинских БПЛА по российским нефтеперерабатывающим заводам, хотя они не повлияют на российский экспорт.
Подорожание золота на 15% объясняется активным спросом центральных банков. За 2 месяца они выкупили 64 т драгметалла. Повышение спроса на золото на государственном уровне является компенсирующим моментом на случай инфляции.
Бумажный рынок в свою очередь стал падать по причине излишне активных продаж. Инстинкт самосохранения никто не отменял и на фоне политических событий многие, поддавшись панике, решили распрощаться со своими активами пока не поздно. Все это создало ажиотаж на рынке ценных бумаг.
Вместе с тем каким бы негативным фактором не была паника, «индекс страха» показывает, как растет волатильность. Сейчас индекс на пике с октября 2023 года.
Эксперты поспешили, сделав вывод о защищенности финансовых рынков от геополитических изменений. Последняя запоминающаяся качка случилась с началом украинского конфликта. Далее состояние рынка вышло на плато и уже никаким политическим факторам не поддавалось. Сегодняшняя же ситуация показывает, как изменение набора геополитических факторов в разных частях мира может все же повлиять на финансовый рынок. Вопрос лишь в количестве и комбинации этих факторов.
Россия же в этой ситуации создает прецедент. Её рынок незначительно реагировал на события вне страны. То есть произошли полярные изменения по сравнению с какими-то 10 годами ранее, когда мировые потрясения влияли на российский рынок куда больше, чем внутренние события. Такой тренд свидетельствует о деглобализации, то есть проявлении независимости от мирового финансового рынка.