Суббота, 25 января, 2025
-3.9 C
Бишкек

Гостья из прошлого: корь снова стала болезнью №1 в Казахстане

Прирост заболеваемости корью в Казахстане в 2023 году составил 3266%. Это не шутка — данные озвучены не просто в отечественном Минздраве, а с трибуны ООН. Даже Европа озабочена ситуацией в Центральной Азии и уже почти год бьет тревогу. Общественные организации в ответ предлагают планы борьбы и «дорожные карты», чиновники дают поручения и обещают. Вот только не смотря на все «озабоченности» количество заболевших неуклонно растет.

Власти Кыргызстана должны быть предельно осторожны и не допустить повторения ошибок нашего соседнего Казахстана. Игнорирование проблем с корью может привести к серьёзным последствиям для здоровья наших граждан. Нам необходимо предпринять активные меры, чтобы избежать эпидемии и защитить наше население. А теперь давайте разбираться почему Казахстан столкнулся с этой проблемой.

Ну, подумаешь — корь!

Легкомысленное отношение к этому заболеванию изменилось. В конце 2023 года в Восточно-Казахстанской области от кори умер полугодовалый ребенок. Для взрослых, которых в списке заболевших все больше, последствия не менее опасные:

  • риск появления приобретенной слепоты и глухоты;
  • условия для менингита, ларингита и ларинготрахеита;
  • активация вирусов пневмонии и туберкулеза.

Есть и патологии, возникающие непосредственно после перенесенной кори. К самым опасным относится коревой энцефалит, то есть отек мозга. При этом коэффициент заразности кори — более 90%, то есть, находясь рядом с инфицированным и не имея иммунитета, практически нет шанса не заболеть.

Во всем виноваты антиваксеры?

Именно так пытаются повернуть вопрос чиновники из Минздрава РК. Но позвольте! Помните, в «Старике Хоттабыче» футболисты команды «Зубило» заболели «детской и легко протекающей болезнью» — той самой корью. Книга Лазаря Лагина, ставшая основой сценария, написана в 1938 году, а фильм снят в 1956. То есть, уже на этот период хорошо о кори и знали, и не особо боялись — сказка-то детская, и информация о смертельной угрозе эпидемии (только представьте, сразу 11 заболевших футболистов в центре Москвы) явно не входила в планы авторов.

Это же просто корь, — никому из цензоров (в тот же период жестко вымарывающих информацию о спиде, сифилисе и туберкулезе) не пришло в голову убирать смешной сюжет с «детской болезнью» из сценария. Да и в кино реакция болельщиков на стадионе более чем наглядная — ну, корь и корь, расходимся, товарищи!

Заодно вспомним, что поголовная вакцинация в СССР началась только в 1968 году. Спустя 10 лет после выхода фильма на экраны. То есть бесспорно полезная и защищающая от тяжелого течения болезни прививка появилась значительно позже. То, что после введения обязательной вакцинации о кори в Союзе вообще забыли на 30 лет, это тоже факт. Но можно ли все происходящее объяснить только вакцинацией? — большой вопрос.

Мы боремся, боремся, но побороть не можем!

После отказа от «советского наследия» в виде обязательной иммунизации Казахстан бороться с корью не прекращал. Однако последние годы все попытки ввести какую-либо систему в этой работе проваливались. В 2015 году вообще пришлось полностью остановить процедуру иммунизации — вакцина, которую привозили из Индии, дала побочные эффекты. При этом она была сертифицирована ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения) и реализовывалась с подачи Великобритании (которой принадлежат заводы в Индии) в 45 странах мира. Тогда пострадали дети в Жанаозене и Темиртау, только поэтому главврач Республики Казахстан Жандарбек Бекшин был вынужден приостановить вакцинацию.

За год моратория до марта 2015 года были пересмотрены поставщики, в Казахстане побывали представители всех мировых медицинских сообществ, а также контроллеры Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC).

Все они выражали глубокую озабоченность ситуацией, но к 2017 году количество заболевших корью увеличилось в 11 раз. Дальше объяснимая особенностями распространения вируса прогрессия и новый виток озабоченностей — к 2020 году USAID выделяет через ЮНИСЕФ более 321 млн ₸ ($ 750 000  «для поддержки усилий Казахстана по борьбе с корью». Эти деньги успешно освоены, отчеты переданы зарубежным кураторам. В списке проведенных за 2020 год мероприятий:

  • анализ коренных причин возникновения кори;
  • техническая поддержка в сфере приобретения вакцин;
  • информационная поддержка общества по вопросам иммунизации;
  • разработка национальной коммуникационной стратегии;
  • информирование населения в области угроз вакцинации.

То есть, с 2020 года вопросами противодействия кори в РК по сути занимаются иностранцы. Они «разрабатывают стратегию», организовывают поставки (явно у выгодных им производителей). Они же работают с населением, которое на такую «работу» реагирует все более агрессивно.  А главное — анализируют и отчитываются. Вот только с Минздравом РК они никак не взаимодействуют — вся структура USAID подчиняется только американским контролерам. Все, что получает отечественная медицина от этого «анализа», — цифры статистики с брифинга в американском посольстве. Все детали и документы остаются под грифом секретности.

И ладно бы эти усилия давали плоды. Итог-то, как говорится, на табло:

  • Казахстан лидирует в Центральной Азии;
  • третье место в мире по заболеваемостью корью;
  • предпосылок для улучшения статистики нет и не предвидится.

А борьба идет и озабоченности выражаются. Региональный директор ЮНИСЕФ по странам Европы и Центральной Азии Реджина Де Доминичис снова напомнила с трибуны ООН, что «резкий рост в РК требует пристального внимания и безотлагательного принятия мер в области общественного здравоохранения». Будем ждать новых сумм, новых поставщиков, новых ответственных гостей, которые будут решать проблему Казахстана, новых экспериментов. Главное, чтобы не было поздно…

Свежие новости

Советуем посмотреть